«Письма счастья» за среднюю скорость: как это работает в Беларуси
27 декабря 2023Два года назад у белорусов стало больше поводов получить «письма счастья»: в середине февраля 2022-го МВД Беларуси объявило, что камеры на дорогах начали фиксировать среднюю скорость движения, а нарушителей стали привлекать к ответственности. Как развивается сеть таких камер узнал портал Vedaem.by.
Впервые в Беларуси датчики системы контроля средней скорости заработали на трассе М1 Брест – Минск – граница России на территории Дзержинского района в феврале 2022-го. Две камеры установили на расстоянии шести километров друг от друга (с 307 по 314-й километр, район санатория Westa и поселка Энергетиков). Затем система начала развиваться далее, но не очень активно – на конец декабря 2023-го на всю Беларусь мы насчитали 14 участков, где ведется мониторинг средней скорости (данные с официального сайта СЗАО «Безопасные дороги»).
Стоит отметить, что запуску системы предшествовало изменение законодательства: внесли дополнения в ПДД и КоАП.
Зачем вообще нужны камеры средней скорости? Благодаря им удается бороться с таким явлением, когда водители сбрасывают скорость непосредственно перед камерой и разгоняются после нее. Такой вид контроля заставляет водителей соблюдать разрешенный скоростной режим в течение длительного времени, а не только рядом с камерой. Контроль средней скорости на дорогах работает более эффективно по сравнению с обычным: не нужно устанавливать камеры на каждом столбе, а вместо этого контролируются целые участки.
Но есть одно «но»: водитель, превысив скорость на участке контроля средней скорости, может остаться безнаказанным: ведь где-то он может «притопить», а где-то постоять на обочине, а принцип работы камер мы уже знаем: они контролируют скорость в начале и в конце участка, а не постоянно.
Как работает система средней скорости
В начале и в конце участка измерения средней скорости установлены камеры, работающие в автоматическом режиме. Начало и конец участка обозначаются соответствующими дорожными знаками. Первая камера считывает и фиксирует госномер и марку проезжающего транспортного средства, а также время проезда участка дороги.
В конце участка это же делает вторая камера. То есть камеры определяют превышение скорости не по отдельным транспортным средствам в заданной точке, а «читают» весь поток. В автоматическом режиме эти сведения передаются в центр фиксации правонарушений МВД. А здесь уже, если нарушение зафиксировано, формируется «письмо счастья» и отправляется на дом автовладельцу. ГАИ отмечала, что первые данные на обработку начали поступать в центр фиксации правонарушений МВД с 17 февраля 2022 года.
Как наказывают за превышение средней скорости
Средняя скорость определяется делением пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное на преодоление участка. Об этом говорится в статье 18.12 Кодекса об административных правонарушениях «Превышение скорости движения». Понятие средней скорости появилось в КоАПе Беларуси с 1 марта 2021 года.
Штрафы, напомним, таковы (c 1 января 2024-го базовая величина выросла с 37 до 40 рублей). При превышении:
- от 10 до 20 км/ч — до 1 базовой величины;
- от 20 до 30 км/ч — от 1 до 3 базовых;
- от 30 до 40 км/ч — от 3 до 10 базовых;
- на 40 км/ч и более — от 8 до 12 базовых.
За повторность по камерам не наказывают.
ГАИ уверяет, что функционал камер средней скорости и новое программное обеспечение позволяют в автоматическом режиме проверять транспортные средства и на наличие пройденного техосмотра – «письма счастья» летят и за это нарушение.
Адреса систем вычисления средней скорости на дорогах Беларуси
Карта расположения систем средней скорости не является секретом, ее можно найти на сайте СЗАО «Безопасные дороги». https://speed-control.by/equipment-ru.html#e2
Система развивается неравномерно: больше всего участков, где измеряют среднюю скорость, находится в Могилевской области (7 участков). В Брестской области таких участков не наблюдается вообще (в марте 2022-го была информация, что в области появился первый такой участок на трассе Р7 Каменец – Жабинка – Федьковичи (10.065 – 12.555 км в агрогородке Пелище, но на карте «Безопасных дорог» его почему-то нет).
Участки автодорог Беларуси, где мониторят среднюю скорость (по состоянию на конец декабря 2023 года):
- Р28 Минск – Молодечно – Нарочь, 140.855 – 142.445 км (возле г.Мяделя), оба направления, 60/60,
- М7 Минск – Вильнюс, 98.998 – 107.300 км (возле поворота на аг. Крево Сморгонского района), оба направления, 90/70,
- Р1 Минск – Дзержинск, 18.088, 16.100 км, на Минск (возле д. Василевщина Дзержинского района, развязка на МКАД-2), 80/80,
- М1 Брест – Минск – граница России, 306.835 – 313.569 км, на Минск (возле санатория Westa Дзержинского района), 120/100,
- Р23 Минск – Микашевичи, 32.550 – 37.130 км, на Микашевичи (возле деревень Озеро – Королево Узденского района), 90/70,
- Р23 Минск – Микашевичи, 139.540 - 141.300 км (возле г.п. Старобин Солигорского района), оба направления, 60/60,
- М1 Брест – Минск – граница России, 603.870 – 599.090 км (район съезда на г. Дубровно), на Минск, 100/80,
- М8 Гомель – Могилев – Витебск, 217.151 – 218.705 км (возле аг. Евдокимовичи Шкловского района), оба направления, 60/60,
- М15 кольцевая автодорога вокруг Могилева, 31.029 – 36.062 км., оба направления, 90/70,
- М8 Гомель – Могилев – Быхов, 278.267 – 280.337 км., оба направления (возле д. Воронино Быховского района), 60/60,
- М8 Гомель – Могилев – Быхов, 322.950 – 324.700 км., оба направления (д. Ямное, Рогачевский район), 60/60,
- Р122 Могилев – Чериков – Костюковичи, 45.050 – 46.864 км., оба направления (г. Чаусы), 60/60,
- Р43 Кричев – Бобруйск – Ивацевичи, 53.690 – 55.056 км., оба направления (аг. Речица Чериковского района), 60/60,
- Р93 Могилев – Бобруйск, 19.672 – 23.254 км., оба направления (д. Межисетки Могилевского района), 60/60.
ГАИ отмечала, что выбор участков контроля связан с наличием очагов концентрации ДТП по причине превышения скоростных режимов. Длина контролируемых участков составляет от 1 км 454 метра до 9 км.
В России решают, возвращаться ли к старому
Измерение средней скорости – такая практика существует в некоторых странах Европы, отмечают ее позитивное влияние на уровень аварийности. В России, к слову, это работало уже с 2013 по 2021 год, но потом от измерения средней скорости отказались, ведь это все функционировало без внесения изменения в законодательство (напомним, в Беларуси штрафовать за среднюю скорость начали после внесения изменений в КоАП и ПДД). В 2019 году в России получивший такой штраф водитель дошел до Верховного суда и добился отмены постановления в свой адрес.
Тем не менее здесь успели оценить положительный эффект камер средней скорости. По данным московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), на участках дорог, оборудованных такими комплексами, наблюдалось снижение аварийности до 50 процентов, в то время как на других участках, в том числе оборудованных камерами на «мгновенную» скорость, этот показатель не превышал 25 процентов.
C 1 сентября 2024 года само понятие средней скорости и требование ее соблюдать собирались прописать в российских ПДД, а затем внести ответственность в КоАП. Но изменения могут так и не заработать: как ни странно, против привлечения к ответственности водителей на основании фиксации средней скорости выступило МВД России, там считают, что поправки в ПДД, подготовленные Минтрансом, содержат положения, которые могут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге, и вводят избыточные административные ограничения для водителей.